ГЕРБ ПРИКАМЬЯ.

Официальная эмблема, изображаемая на печатях, бланках областных органов и т. п.
К началу XX века все губернии, области, земли Российской империи имели утвержденные Именными Указами гербы. Шестьсот шестьдесят городов России к этому времени полумили городские гербы (включая города уездные). Удачно или неудачно сочиняли их служащие Геральдического департамента, начиная с 1722 года, но среди всех них рисунков особо выделяются гербы русских княжеств и земель, входивших в царский титул еще в XVI веке. Таковых немного, веет 33 «старых герба».
«Гербы старые», к которым относится и гербовая эмблема Земли Пермской «медведь», изображены на различных исторических памятниках XVI —XVIII веков, неповторимых произведениях русского искусства, в изображениях которых «гуляет пермский медведь». Академик А, В. Арциховский в статье «Древнерусские областные гербы» писал: «Отрицание областных и городских горбов Древней Руси сделалось в нашей науке общим местом и повторялось десятки раз. Многие историки считали печати наших городов поздними подражаниями западноевропейским образцам и говорили о влиянии западной геральдики, породившем, якобы, все эти гербы в XVIII веке, в лучшем случае, в конце XVII века. Такие мнения всегда высказывались вскользь, да иначе и не МОГЛО быть: привлечение источников их сразу опровергло бы».
В Государственном архиве Пермской области хранится рукописный документ 70-х годов XVIII века под названием «О гербах», в котором сообщаются сведения о гербах городов Пермской губернии. «Пермь... бывшая пермская провинция в древности составляло княжество, что и титул российских государей доказывает, а на гербе бывшей провинциальной канцелярии изображен медведь, носящий Святое Евангелие с крестом. Когда учрежден и по какому повелению, не отыскано... В рассуждении чего при открытии
Пермского наместничества и принять сей герб щит и во оном вышеописанное изображение медведя, носящего Евангелие с крестом и щит покрыт княжескою короною...».
Появление признаков земельных эмблем просматривается с глубокой древности. Это были личные, семейные, родовые, затем племенные отличительные знаки, которые, в том числе, являлись знаками, обозначающими территорию. Издревле в народе было принято простейшими знаками, точками, черточками, зарубками метить коров и лошадей, пчелиные ульи-борты. гончарную посуду, добытую пушнину ит.д. Постепенно простейшие знаки усложнялись, менялся их смысл, многие из них стали эмблемами княжеских РОДОВ, владеющих определенными территориями, стало быть, эмблемами этих территорий. Такие же изменения происходили со знаками которые превращались в эмблемы сел и городов, где проживали члены данной общины. Естественно, менялся облик рисунка эмблемы. Они. усложняясь, приобретали художественную выразительность, обогащенную определенным смысловым значением. Часто стали использоваться изображения животных, например, медведя, переходили из поколения к поколению и, как случилось с пермским медведем, — от родовой эмблемы он стал эмблемой Перми Великой, занимавшей огромную территорию.
Самые ранние гербовые эмблемы, в том числе и пермская, дошедшие до нашего времени, мы видим на печати Ивана IV Грозного. Появление этой печати было вызвано исторической необходимостью, где государственная печать (двуглавый орел), окруженная гербами земель, княжеств и городов русских, утверждает власть Московское царя.
Лакиер пишет о русских эмблемах: «Они так древни, что начало их необъяснимо».
Русские земельные горбы произошли от древнейших эмблем и знаков, корни которых теряются в веках. Доказательством этому служит и само слово «герб» славянского происхождения и буквально означает «наследство». Наследие пермяков, память предков, которая бережливо сохраняюсь и строп» оберегалась от чужеземцев.
Древняя мифология Пермской земли является своеобразной проекцией социальной структуры племен, их мировоззрения. Особое место в древних мифах занимал медведь. Именно этому животному, хозяину тайги, жители древней Пермской земли уделяли особое почтение.
Многочисленные изображения медведя в виде медных пластин, найденных археологами при раскопках древних погребений, поселений, наталкивают на мысль. что это ритуальные изображения, а возможно, образ этого могучего зверя был в те далекие годы персонифицирован, как бог.
О поклонении медведю говорят и жертвенные погребения частей медвежьего тела (чаще головы, лапы), которые часто встречаются в могильниках древних людей. С далеких времен человек, постоянно встречаясь с медведем, наделил его особыми качествами предусмотрительности и силы. Пермский историк П. Н. Новокрещенных, производивший раскопки Гляденовского костища, пишет: «В Гляденовском костище найдено 14 экземпляров бронзовых изображении медведя, по, кроме топ», найдена в пепле масса обожженных медвежьих клыков очень крупных размеров, причем некоторые из них имели отверстие, из чего ясно видно, ЧТО они НОСИЛИСЬ как подвески».
Среди обнаруженных изображений медведи разных типов мы видим лежащих, стоящих на четырех лапах и сидящих медведей. Прорезные фигурки медведей в профиль обнаружены близ селений Подбобыка, Федорове, Гусево. Филатово, поселков Ильинский, Добрянка. Кин.
Местные предания о медведе получают историческую окраску, и устанавливается культ этого могучего зверя на обширной территории Перми Великой. С возникновением земельных центров образ медведя занял естественное место на гербовом изображении Земли Пермской. Таким образом, появление эмблемы «Пермская» с изображением медведя па Большой Государственной печати Ивана IV явилось закономерным процессом. Вокруг орла помещались печати царств и княжеств, вошедших в состав Московского царства. На лицевой стороне надпись гласит: «Божию милостью царь и великий князь Иван Васильевич, господарь всея Руси — Владимирский, Московский, Новгородскнй, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский».
Изображение надписи «Печать Вермская» выполнено по кругу, в центре которого изображен стоящий молодой медведь. Правда, некоторые исследователи увидели в изображении фигуру «лисы», не обратив внимания па массивность и мощность тела фигуры с коротким хвостом, и отличие от леткой, изящной и длиннохвостой лисы. Впрочем, следующее дошедшее до нас историческое изображение пермскою медведя на пелене (завесе), шитой серебром, находившейся на спинке золоченого трона царя Михаила Федоровича Романова, не вызывает ни у кого сомнения, что изображен медведь. Геральдические эмблемы княжеств и царств России (всего 12 гербов) богато украшены жемчугам — это одно из уникальных творений русского декоративно-прикладного искусства XVII века.
В одной из витрин Оружейной палаты Кремля посетители могут любоваться прекрасным собранием русской золотой и серебряной посуды XVII века. Особое место в этом собрании занимает «гербовая» золотая тарелка царя Алексея Михайловича. Придворные ювелиры выполнили изображение Государственного герба, двуглавого орла, на специальной, богато украшенной разноцветными эмалями тарелке. Двуглавый орел, крытый зеленой эмалью, находится в центре, на дне тарелки. На груди орла — белый щит с изображением всадника, копьем поражающего дракона. Вокруг орла черной эмалью выведен титул царя Алексея Михайловича в гирляндах цветов и плодов. По борту белыми, красными, желтыми и зелеными эмалями выполнены 16 гербов, присоединенных к Москве княжеств, а меж ними разноцветные птицы на плодах, подвешенных связками на лентах.
По полям тарелки расположены 8 крупных изображений гербовых печатей: Новгородская, Астраханская, Псковская, Пермская, Тверская, Смоленская, Казанская и Сибирская и небольшие изображения восьми печатей мелких областей. «Печать Пермская» в форме декоративного щита изображает желтого цвета медведя, приподнявшегося на задних лапах на голубом эмалевом фоне.
Следующим историческим памятником, на котором изображена гербовая эмблема «Земли Пермской» — фигура медведя, было Большое Знамя царя Алексея Михайловича. Сохранилось подробное его описание.
Описание знамени гласит: «Знамя гербовое царя Алексея Михайловича. 1666-1678 годы. Середина и откос из тафты белого цвета, кайма кругом Знамени из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами и держащий в правой лапе скипетр, а в левой державу; в середине орла «царь на коне колет копием змия». По правую сторону орла, в клеймах, гербы; новгородский, под ним — владимирский; по левую — казанский, под ним — киевский, под орлом — вид Кремля со стороны Красной площади, над ним надпись «Москва». Под ним в правом углу астраханский, в левом — сибирский. На кайме у древка, в клеймах, написаны красками гербы; псковский, смоленский, таврический; по нижней кайме — пермский и вятский; в кайме откоса — булгарский, нижегородский, ростовский».
Среди пятнадцати гербов, вышитых на знамени, упоминается и «Пермский». В указе 1666 года об изготовлении знамени дается описание гербовых эмблем. О пермской эмблеме указ гласит: «Печать Пермская, на ней медведь идущий». Начиная со второй половины XVII века гербовые эмблемы стали называть гербами.
Несмотря на древнее происхождение, русские земельные эмблемы не сразу приобрели гербовую форму (в европейском варианте), были лишены геральдической расцветки. Царь Алексей Михайлович проявил особое внимание к земельным эмблемам России как символам государственной принадлежности к Московскому государству. Это был важнейший юридический акт узаконения земель русского государства через царское утверждение земельных гербов и прорисовка их в «государевой книге».
В 1672 году «состроена» была по повелению царя Алексея Михайловича «Книга, а в ней собрание, откуда произыдет Корень Великих Государей и Великих Князей Российских», иначе называемая «Большая Государственная Книга», или «Титулярник». Книга представляет великолепную лицевую роспись. В конце помещены 33 земельных и городских герба, наименования которых входили и титул русского царя.
Герб Перми Великой, в отличие от более ранних изображений, усложнился. Впервые на спину идущего медведя поставили книгу (Евангелие) с крестом на ней. Это, пожалуй, одно из заметных дополнений, которое внесено во все гербы, обозначенные в книге. По всей вероятности, возможным инициатором дополнения был сам царь Алексей Михайлович, отличавшийся своей набожностью и особым религиозным рвением. Герб окружен изящно выполненным картушем. Медведь помещен между двух елок, правда, подобный прием применен и в изображении гербов «Ярославского» и «Нижегородского». Евангелие разбивает надпись «Пермский» на две части. Отсутствует слово «Печать», а само слово «Пермский» как бы нуждается в дополнении «Герб». В таком виде герб дошел и до начала XXI века с незначительными геральдическими уточнениями.
На печати образованной в 1708 году Сибирской губернии — медведь с Евангелием, и в таком же виде он изображен на печати Пермской провинции. В 1783 году возникла тема «О гербах городам Пермского наместничества». В докладе Сената сообщается: «Город Пермь имеет старый герб. На красном поле серебряный медведь, на котором поставлено в золотом окладе Евангелие, над ним серебряный крест».
Правда, первое описание герба было выполнено задолго до появления губернского города в 1730 году. В решении Военной коллегии о гербах, которые должны были быть нанесены на полотнища знамен пехотных полков, было записано: «Пермский — по-старому; белый медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный, поле красное». Именно такое изображение украсило знамя Пермского пехотного полка.
В письме к пермскому и тобольскому генерал-губернатору Е. П. Кашкину герольдмейстер А. А. Волков утверждал о существовании герба, а чиновники Пермского наместничества отговаривались: «Когда утвержден и по какому повелению, не отыскано».
Да стоит ли удивляться, если сама история Перми Великой сотворила герб, достойный его носителей? Одновременно с гербом города Перми Высочайшим утверждением от 17 июля 1783 года были удостоены гербы городов Чердыни, Соликамска, Кунгура, Осы и Оханска как административных центров уездов, входивших в состав Пермской губернии. Но случилось так, что герб Пермской губернии, несмотря на его старинное происхождение, был утвержден царским указом лишь 8 декабря 1856 года. Текст указа гласит: «Герб Пермской губернии. В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. Щит увенчан императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою». Исторический герб Земли Пермской получил долгожданный официальный статус.
28 декабря 1995 года, с учетом изменения и дополнения от 22 августа 1996 года, Законодательным собранием Пермской области принят Закон «О гербе Пермской области», в котором записано: «Настоящий Закон возрождает историческую символику Пермской области в качестве государственной...». Именно возрождает, а не создает новую. В связи с этим следует уточнить, что у гербов Пермской области и города Перми не может быть конкретных авторов, их создала сама история, и крайне некорректно по отношению к исторической памяти Пермской земли поступают художники-исполнители, прорисовывающие гербы, именуя себя авторами. Эталоном любого герба считается геральдическое описание, а рисунок герба носит пояснительный характер.
Геральдическое описание герба Пермской области (статья 2 Закона) гласит: «Герб Пермской области представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста, непосредственно венчающего Евангелие. Щит увенчан княжеской короной».
Старинный земельный герб вновь с достоинством воссиял над Пермской землей как важный титул правового статуса области, как один из основных факторов исторической культуры пермяков.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ГЕРБ ГОРОДА ЧЕРДЫНИ

ГЕРБ ГОРОДА КРАСНОВИШЕРСКА

Появился принципиально новый сервис бронирования речных круизов — RiverBook